А между тем как человеку женатому и с детьми невозможно продолжать понимать жизнь так же, как он понимал ее, будучи ребенком, так и человечеству нельзя уже, при совершившихся разнообразных изменениях: и густоты населения, и установившегося общения между разными народами, и усовершенствования
способов борьбы с природой, и накопления знаний, — продолжать понимать жизнь попрежнему, а необходимо установить новое жизнепонимание, из которого и вытекла бы и деятельность, соответствующая тому новому состоянию, в которое оно вступило или вступает.
Изменятся
способы борьбы, все сделается более тонким, и внутренним, преодолеются слишком грубые и внешние методы, но и тогда будет боль движения и борьбы, счастливого покоя и бездвижности, благодатного экилибра не наступит.
Неточные совпадения
А всякая отсрочка опасна; долгая отсрочка, наверное, гибельна; а долгая отсрочка неизбежна при методическом
способе разумной
борьбы с ним.
Вопрос о противлении или непротивлении злу насилием возник тогда, когда появилась первая
борьба между людьми, так как всякая
борьба есть не что иное, как противление насилием тому, что каждый из борющихся считает злом. Но люди до Христа не видали того, что противление насилием тому, что каждый считает злом, только потому, что он считает злом то, что другой считает добром, есть только один из
способов разрешения
борьбы, а что другой
способ состоит в том, чтобы вовсе не противиться злу насилием.
Люди, облеченные святостью, считали злом то, что люди и учреждения, облеченные светской властью, считали добром, и наоборот; и
борьба становилась всё жесточе и жесточе. И чем дальше держались люди такого
способа разрешения
борьбы, тем очевиднее становилось, что этот
способ не годится, потому что нет и не может быть такого внешнего авторитета определения зла, который признавался бы всеми.
До учения Христа людям представлялось, что есть только один
способ разрешения
борьбы посредством противления злу насилием, и так и поступали, стараясь при этом каждый из борющихся убедить себя и других в том, что то, что каждый считает злом, и есть действительное, абсолютное зло.
Но Петр, объявив публично и торжественно государственными и своими личными неприятелями раскольников, вступив с ними в
борьбу не как с противниками господствующей церкви, но как с ревностными поборниками ненавистной ему старины, хотел смотреть расколу прямо в глаза и в конце своего царствования употреблял все возможные для него
способы и средства, чтобы наверное и как можно скорей узнать, с кем и с чем имеет он дело.